Левифан
Россия, 2014
Режиссер: Андрей Звягинцев
Моя оценка: 8/10
Еще о фильме "ЛЕВИАФАН" в подкасте Полное Русское Кино
Россия, 2014
Режиссер: Андрей Звягинцев
Моя оценка: 8/10
"Левиафан" Андрея Звягинцева – это очень искренний и честный фильм о любимой стране, жить в которой невыносимо. Жизнь в этой стране, как петля, которая затягиваетя только крепче, если начнешь "залупаться" и попытаешься предпринять хоть что-то для защиты своих убеждений.
Николай (очень тонко сыгранная роль Алексея Серебрякова) своими руками построил дом на берегу Баренцева моря-окияна. Именно с него начинается и именно им заканчивается фильм под репетитивное движение увертюры к опере "Эхнатон" Филиппа Гласса. Музыка въется, как змий, пугающе однообразно покачивась на темно-серой воде Баренцева моря, обнажая ржавые скелеты затонувших кораблей и белые кости чуда-юда морского, прочно завязжего в илистой жиже.
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.(Ветхий Завет, Бытие, 1:1,2)
Всепоглощающая водная бездна красной нитью тянется через весь фильм. Уже в первом своем фильме "Возвращение" (2003) Андрей Звягинцев пользуется образом воды, как силой лишающей человека выбора. В "Возвращении" братья Иван - читай Иоанн Креститель - и Андрей - читай апостол Андрей - совершают долгое путешествие на лодке, и именно вода самолично принимает решение скрыть их страшную тайну. Так и в "Левиафане" самая большая тайна связана с водой. Долго смотрит на бушующие волны стоящая на скале Лилия, любимая супруга Николая, чью роль сыграла Елена Лядова. В ее актерской игре передается пронзительная хрупкость и растерянность главной героини. Что станется с ней после? Неизвестно. В воде рождается человек, в ней же по Иову рождается "Левиафан", чудовище выползающее на сушу, принимая человеческие и нечеловеческие образы.
В доме Николая, на стеклянной террасе под желтым пятном абажура теплится жизнь и любовь семьи, пытаясь бороться со свинцовым небом Севера, синими холодыми пейзажами моря и пронизывающим ветром. Но долго ли абажуру мигать маяком в сумеречном пространстве холодных просторов на берегу Баренцева моря? Местный Мэр (Роман Медянов, сложная и точно сыгранная роль трусливого и одурманенного властью человека) и местный Архиерей решили на месте, где жили предки Николая из покон веков, возвести свой "Палац", где не будет прозрачной николаевской террасы с абажуром, греющим своим теплым светом всю округу.
В фильме много полей сражения. И персонажи на смерть стоят за свои убеждения по разные стороны баррикад. Внезапно персонажи, не меняя своих убеждений, оказываются врагами своим же друзьям. Верующие в Бога представители государственной власти, с окровавленными по локоть руками, пытаются одержать победу над буквой Закона, испросив божьего благословения у Владыки, прикрывающегося излюбленной фразой "ибо всякая власть от Бога". Проигрывают в этом бою адвокаты, законы и факты чтущие. А Прокуроры, Судьи и Полиция ходят на поклон к Мэру, получившему у Владыки благословения и уже не боящемуся заявить простому люду: "прав у тебя не было, нет и не будет". Вера получается сильнее закона. Истина есть сила. Но где она, эта истина?
В фильме есть новые для Андрея Звягинцева саркастичные сцены. Одна из них - сцена на пикнике, когда Николай с семьей и друзями отправляются отметить День Рождения начальника ДПС. Они стреляют из охотничих ружий по портретам бывших советских вождей, приберегая портреты Ельцина и его последователей на суд истории. В руках у Николая постоянно находится Чеховское ружье, которое должно выстрелить по всем законам жанра. Но как им распорядится Андрей Звягинцев? Почему Николай остается безвольно раздавленным, не в силах сопротивляться, и будет только жертвенно и пьяно плакать "Я уже ничего не понимаю". "Левиафан" - это не Ворошиловский стрелок Станислава Говорухина (1998), это не Балабанов с Братьями(1997, 2000). В этом гениальность сценария.
Еще одна сцена. Мэр города, отдавая по мобильному телефону коварные свои приказания, обедает в шикарном ресторане, а позади него в окна ресторана глядят окна пятиэтажных хрущёвок. В этой мизансцене вся соль фильма. Сколько Палацов себе не возводи, Хрущёвки своими черными глазницами все равно будут пялиться тебе в спину, и будет висеть Дамокловым мечом в церкви, откуда ни неба, ни звезд не видно, над сыном мэра железный шест. Того и гляди, упадет. "Боженька, ведь он все видит".
Фильм Андрея Звягинцева "Левиафан", призер Каннского фестиваля 2014 за лучший сценарий, покажут в Париже на Неделе Российского Кино 14 ноября в 21.30 в кинотеатре «Арлекин».
Комментариев нет:
Отправить комментарий