Этот список был составлен в году этак 2000. Одним моим в то время хорошим другом, назовем его Мистер Д., пожелавшим заразить меня магией кино. Мне было 15 лет. И моему другу тоже.
Среди всех моих знакомых и друзей того времени в головах людей бродили мысли о том, кем стать вроде следующих: "юрист", "экономист", "менеджер", "бухгалтер". Мне от этих слов становилось мучительно худо, и по щекам начинали катиться тяжелые слезы, если родители с пристрастием задавали мне вопросы о том, кем хочу стать я. Когда мой ответ оказывался невразумительным мычанием, мама моя вздыхала и говорила следующее: "выучишься на бухгалтера, а там видно будет". После подобных выводов у меня начиналась истерика. Я действительно не знала, куда пойти учиться. Родители знакомых, посмеиваясь, говорили, что "человек-художественный образ", а тем более девочка, должна пойти по вполне себе проторенному пути: то бишь, замуж. А значит, мучительно думать об образовании не стоит. Я и моя мама придерживались, однако, иного мнения.
Мой друг Мистер Д. в возрасте 15-ти лет заявил, что хочет стать для начала композитором, а потом, кинорежиссером. Меня это заявление поразило. Во-первых, предопределенностью и решимостью выбора. А во-вторых, конечно, и его художественным направлением. Мне впервые представилось, что и так думать тоже можно. Я помешалась на идее кино. Чему моему тогдашнему другу Мистеру Д. я до сих пор и бесконечно благодарна. Учиться правда в те мои 15 лет в итоге я отправилась в музыкальное училище по классу рояля.
Возник вопрос: что смотреть в целях киношного самообразования, в эпоху только зарождавшегося интернета, полного завала кинодистрибьюции в городе N и активного хода пиратских видео-кассет с блокбастерским содержанием? Отделять зерна от плевел было немыслимо трудно.
Тогда мой друг Мистер Д. составил пресловутый "Зверский список 217", с которого, собственно, все и началось. Найти эти фильмы было сложно. Мой друг Мистер Д. приносил мне видео-кассеты из коллекции своего отца, художника и киномана, записывавшего на видео уникальнейшие пленки с канала "Культура". По-моему, в его коллекции были сотни фильмов, и делился он ими крайне неохотно, потому что просто боялся, что пленки будут испорчены. Не все фильмы были мне ясны,и мне часто было просто скучно. Преодолеть себя и досмотреть фильм до конца не всегда удавалось . А если и удавалось, то о некоторых из них воспоминаний нет, потому что фильм остался для меня не понятым. К таким фильмам относилась, например, "Осенняя соната" Ингмара Бергмана или "Под покровом небес" Бернардо Бертолуччи. Но я все же надеюсь однажды вернуться и к этим шедеврам, которые, я точно знаю, не поняла, но галочку напротив фильма поставила.
Собственно, из-за нехватки у меня интеллекта, дружба моя с Мистером Д. сошла на нет, ведь смотреть фильмы Бергмана требовало больших усилий, чем болтаться и целоваться по подъездам, манящим подростков сильнее всего на свете. В итоге, по истечении нескольких месяцев этого активного кинопросвещения Мистер Д. поставил на мне крест. А список остался. До сих пор.
Хочу добавить, что я не видела всех этих фильмов. Но вожу этот список с собой по всему миру. Эти четыре тетрадных листа, восемь страниц. И отмечаю внутри, что мне довелось посмотреть каждые полгода-год. Словно, отмечаю вехи своей жизни. Иногда я даже помню где и с кем мне довелось посмотреть тот или иной фильм. Это очень интересный процесс возвращения в собственную память. Я знаю список почти наизусть, и если на афише кинотеатра объявлен сеанс с каким-то списочным фильмом, даже уже виденного мной, я, не сомневаясь, покупаю билет. И всегда получаю огромное удовольствие. Помню, однажды в Петербургском Доме кино шел "Жестяной барабан" Фолкера Шлендорфа. По каким-то причинам попасть на сеанс мне не удалось,и я долго кусала себя за локти. До сих пор помню афишу: маленькую картинку с текстом на формате А4. До сих пор меня манит это название, и до сих пор я расписываюсь в собственном невежестве, от того, что не видела этот фильм "ВЕЛИКИЙ, И ДОСТАТОЧНО ПРОСТОЙ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ". Надеюсь, что однажды, в этом списке не останется ни одного фильма, название которого мне бы ни о чем не говорило. Кстати, почему он "велик и достаточно прост для понимания"? Классификация авторская. Условная. Субъективная. От чего это "Зверский список 217" приобретает особую прелесть. От чего он мне гораздо ближе всех кино-энциклопедий мира.
Недавно Мистер Д. написал мне, что этот список стоило бы преобразовать из 217 в 2217. Тогда он был бы более верным. Но я все же придерживаюсь этого "Зверского списка 217", как моего личного маяка, который еще из ранней юности уже на протяжении многих лет светит мне .
Мистер Д. выбрал 217 фильмов, и начиналось все с премилой преамбулы, объясняющей как сием списком пользоваться (не забудьте также обратиться к постскриптуму, приведенному после списка!)
Привожу преамбулу здесь, дабы картина не утратила своей целостности.
*1 ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСМОТРЕТЬ ХОТЯ БЫ ПО ОДНОМУ ФИЛЬМУ КАЖДОГО ИЗ УПОМЯНУТЫХ РЕЖИССЕРОВ
*2 ДОПУСТИМО СМОТРЕТЬ И ДРУГИЕ ФИЛЬМЫ ЭТИХ РЕЖИССЕРОВ (хотя у Данелии, Гайдая, Хотиненко, Рязанова, Бессона, Мельвиля, Дамиани, Полански и пр. и пр. есть и много дурацких фильмов)
ххххххх - База, основа основ, классика классик. ТО, ЧТО НАДО ЗНАТЬ.
На самом деле, просто самые известные фильмы мира.
217 фильмов, если не считать "и др."
=> minimum, из которого я смотрел только около 90.
ЗВЕРСКИЙ СПИСОК 217
I. ФИЛЬМЫ ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ И ДОВОЛЬНО ПРОСТЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ.
- у Марка Захарова: "Тот самый Мюнхгаузен", "Формула любви", "Обыкновенное чудо", "Дом, который построил Свифт".
- у Г. Данелии: "Паспорт", "Мимино", "Кин-дза-дза".
- у Гайдая: "Двенадцать стульев" (не захаровский!)
- у Хотиненко: "Макаров".
- у Э. Рязанова: "Гараж", "Предсказание".
- у Алова и Наумова: "Тегеран-43".
- у Франсиса Вебера: "Игрушка".
- у Люка Бессона: "Никита", "Леон", "Голубая бездна".
- у В. Меньшова: "Москва слезам не верит"
- у Жан-Пьера Мельвиля: "Самурай", "Леон Морен священник".
- у Бертрана Блие: "Приготовьте носовые платки", "Слишком красива для тебя" и др.
- у Дамиано Дамиани: "Признание комиссара полиции прокурору республики".
- у Серджио Корбуччи: "Блеф".
- у Этторе Сколы: "Мы так любили друг друга", "Терраса", "Бал", "Необычный день", "Отвратительные, грязные злые".
- у Витторио де Сики: "Сад Франци-Контини", "Брак по-итальянски", "Вчера, сегодня, завтра" и др.
- у Мартина Скорсезе: "Таксист", "Мыс страха", "Нью-Йорк, Нью-Йорк", "Последний вальс" и др.
- у Стивена Спилберга: "Список Шиндлера", "Аместад", "Навсегда", "Челюсти", "Парк Юрского периода", "Спасение рядового Райана" и др.
- у Майкла Николса: "Кто боится Виржинии Вульф ?".
- у Леонарда Кейгеля: "Кто?".
- у Пола Мазурски: "Вверх и вниз по Беверли Хиллз".
- у Филиппа де Брока: "Великолепный".
- у Сидни Поллака: "Тутси", "Фирма", "Сабрина".
- у Педро Альмодовара: "Цветок моей тайны".
- у Никиты Михалкова: "Родня", "Свой среди чужих, чужой среди своих".
- у Сергея Соловьева: "Три сестры", "Нежный возраст".
- у Андрона Кончаловского: "Дворянское гнездо", "Романс о влюбленных".
- у Романа Полански: "Девятые врата".
- у Клода Соте: "Макс и жестянщики", "Сезар и Розали".
- чехословацкие фильмы Милоша Формана: "Конкурс", "Черный Петр", "Любовные прохождения блондинки", "Гори, моя барышня".
- ?? "Молчание ягнят" - очень тяжелый и не помню чей.
II. ФИЛЬМЫ ВЕЛИКИЕ И ДОСТАТОЧНО ПРОСТЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ.
- у Милоша Формана: "Амадей", "Вальмон", "Народ против Ларри Флинта", "Регтайм".
- у Фолкера Шлердорфа: "Жестяной барабан", "Путешественник", "Легенды Риты", "Молодой Терлесс".
- у Федерико Феллини: "Ночи Кабирии", "Армакорд", "Джинджер и Фред".
- у Бернардо Бертолуччи: "Последний император", "Под покровом небес".
- у Франсуа Трюффо: "Американская ночь", "Последнее метро".
- у Жан-Люка Годара: "На последнем дыхании".
- у Сидни Поллака: "Гавана", "Из Африка", "Три дня Кондора".
- у Романа Полански: "Ребенок Розмари", "Смерть и дева".
- у Стенли Кубрика: "С широко закрытыми глазами".
- у Франко Дзефирелли: "Ромео и Джульетта".
- у Микеланджело Антониони: "Забриски-пойнт", "Фотоувеличение", "Профессия репортер" и др.
- у Лукино Висконти: "Леопард", "Семейный портрет в интерьере" и др.
- у Андрея Тарковского: "Солярис".
- у Тенгиза Абуладзе: "Древо Желания".
- у Барри Левинсона: "Человек дождя".
- у Энтони Мингеллы: "Английский пациент".
- у Оливера Стоуна: "Сальвадор".
- у Карлоса Сауры: " Эльдорадо".
- у Акиры Куросавы: "Семь самураев", "Рассемон", "Телохранитель" (warning: "Телохранителей" полно разных).
- у Френсиса Форда Копполы: "Апокалипсис сегодня", "Крестный отец".
- у Анджея Вайды: "Все на продажу", "Человек из железа", "Без наркоза","Дантон", "Любовь в Германии".
- у Никиты Михалкова: "Утомленные солнцем", "Урга. Территория любви", "Пять вечеров", "Без свидетелей", "Раба любви", "Несколько дней из жизни И. И. Обломова", "Неоконченная пьеса для механического пианино".
- у Сергея Соловьева: "Избранные", "Наследница по прямой", "Спасатель", "100 днея после детства".
- у Андрея Михалкова-Кончаловского (Андрона Кончаловского): "Сибириада","Одиссея", "Гомер и Эдди", "Дом дураков"?.
- у Альфреда Хичкока: "Птицы", "Веревка", "Головокружение".
- у Отара Иоселиани: "Фавориты луны", "И стал свет...".
- у Алана Рене: "Хиросима любовь моя".
- у С. Бондарчука: "Война и мир", "Красная палатка".
- у Пьера Паоло Пазолини: "Теорема", "Птицы большие и малые", "Царь Эдип", "Медея", "Цветок 1000 и одной ночи", "Кентерберийские рассказы", "Декамерон".
III. ФИЛЬМЫ ВЕЛИКИЕ И СЛОЖНЫЕ.
- у Федерико Феллини: "Рим", "Джульетта и духи", "Сладкая жизнь", "Сатирикон Феллини", "Город женщин", "Казанова Феллини" и др.
- у Ингмара Бергмана: "Земляничная поляна", "Девичий источник", "Осенняя соната", "Лицо", "Причастие", "Лицом к лицу", "Седьмая печать", "Шепоты и крики", "Фанни и Александр" и др.
- у Андрея Тарковского: "Андрей Рублев", "Жертвоприношение", "Ностальгия","Зеркало", "Сталкер".
- у Акиры Куросавы: "Сны Акиры Куросавы", "Августовская рапсодия", "Ран" и др.
- у Лукино Висконти: "Гибель богов" и др.
- у Марко Феррери: "Сука", "Большая жратва", "Гарем" и др.
- у Милоша Формана: "Пролетая над гнездом кукушки".
- у Бернардо Бертолуччи: "Двадцатый век", "Маленький будда", "Последнее танго в Париже" и др.
- у Романа Полански: "Горькая луна".
- у Луиса Бюнюля: "Дневная красавица", "Этот смутный объект желания","Скромное обаяние буржуазии" и др.
- у Сергея Параджанова: "Легенды о Сурамской крепости", "Цвет Граната".
- у Карлоса Сауры: "Анна и волки", "Стреляй!", "Маме исполняется сто лет", "Кузина Анхелика" и др.
- у Стенли Кубрика: "Заводной апельсин", "Сияние".
- у Жан-Люка Годара: "Имя Кармен" и др.
- у Орсона Уэллса: "Процесс".
- у Тома Стоппарда: "Розенкранц и Гильденстерн мертвы".
- у Райнера Вернера Фасбиндера: "Горькие слезы Петры фон Кант", "Страх съедает душу", "Лили Марлен", "Замужество Марии Браун", "Смятение Вероники Фосс", "Американский солдат".
А ЕСЛИ К ЭТОМУ МИНИМУМУ ДОБАВИШЬ ЕЩЕ ФИЛЬМЫ ТАКИХ ВЕЛИКИХ РЕЖИССЕРОВ, КАК:
- Ларс фон Триер: "Европа", "Элемент преступления", "Рассекая волны"
- Питер Гринуей: "Книги Просперо", "Z и два нуля", "Дитя Макона".
- Эмир Кустурица: "Сны Аризоны", "Время цыган", "Пока папа был в командировке".
- Вим Вандерс: "Положение вещей", "Париж, Техас", "Так далеко, так близко".
- Билле Аугуст
- Кин Рассел: "Валентино", "Готика", "Преступление по страсти".
- Йос Стеллинг: "Симулянты", "Летучий голландец", "Стрелочник".
- Зольтан Фабри: "Двадцать часов", "141 мин из незавершенной фразы", "Реквием".
- Миклош Янчо: "Пока народ еще просит", "Allegro Barbaro", "Венгерская рапсодия".
- Иштван Сабо: "Сон в доме", "Доверие", "Мефисто".
СТАНЕШЬ ПРОСТО КИНОАКАДЕМИКОМ!
P.S.
1. ...., а в цензурных выражениях - идиотизм, ибо (мне тут сказали) жестких рамок между просто хорошим, великим простым и великим сложным кино НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
2. Составлен на основе собственного мнения.
3. Составлен на основе не только собственного мнения.
4. Составлен на основе мнения кинокадемий в Канне, в Венеции, в Зап. Берлине, в Москве, "Оскар", "Сезар" и др., а кроме того на основе мнений самых Великих режиссеров:
НАПРИМЕР:
- из фильма Бернардо Бертолуччи "Ускользающая красота":
- Какие фильмы вы смотрите?- Я предпочитаю интеллектуальное кино: вот вчера смотрела "Ургу" Никиты Михалкова. - Ингмар Бергман: не помню конкретно, что он говорит, в общем, что Тарковский - самый крутой режиссер.
- Ларс фон Триер: не помню конкретно, что он говорит, в общем, что "Зеркало" Тарковского - самый крутой из когда-либо снятых фильмов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий