пятница, 6 января 2017 г.

''Универсальный Многослов'' Андрея Максимова. Мысли вслух.

С детства хочу научиться самостоятельно мыслить. Думать. Самостоятельно находить самостоятельные мысли. С самого детства я живу с ощущением, что нужно ''угадать'', а не ''додумать'' правильный ответ.

 Если к задаче не существовало единственно правильного решения, показанного, объясненного, которое можно было шаблонно ''применить''. Если это были какие-то ''творческие'' задачки, я никогда не могла найти ответ. Видимо в детстве было напрочь убито желание увлекаться самим процессом мышления. Видимо с детства готовили ''на результат'', на то, что задачи надо было щелкать, как орехи, с какой-то бешеной скоростью.

И так было везде, чем бы я не занималась - от меня всегда ждали не процесса, а результата. Если надо было читать, то считали количество слов в минуту, и надо быть быстрее всех, если писать, так чтобы запятые были все правильно, и не важно, что текст ни о чем,  если рисовать, то чёрным контуром обводить нельзя, если играть на фортепиано, то обязательно наизусть и именно так, а не иначе, и именно мамину любимую пьесу, если петь, то обязательно широко раскрывать рот, иначе звук не ''выйдет'', если танцевать, так надо устроить конкурс и сортировать детей, кто лучше, кто хуже, с тем, чтобы забрать у меня партнёра, в которого я была все детство трепетно влюблена.

В школе мы зубрили наизусть диктовку. ''Революция - это глубинный переворот в жизни общества, касающийся всех сфер человеческой деятельности: политической, экономической, социальной и культурной''. Из всего этого в мои 11-12 лет,  мне было более-менее понятно только слово ''культурной'' , и то только потому что я ходила в художку и музыкалку, как все умницы. Что такое экономика, политика и социальная сфера, я не понимала никак, и просто зубрила, не понимая совсем, как загадочное слово ''Революция'' могла повлиять на человеческую деятельность, да ещё и все глубинно в ней перевернуть. Кажется, в тот период мы '' проходили'' буржуазную революцию в Нидерландах, несущуюся на встречу индустриальному обществу. Как в фильме говорил персонаж Евгения Леонова ''Германия была аграрной страной... Аграрной страной... Аграрной страной....'' .

Дальше больше - в универе в сессию мы сдавали по 15 предметов за семестр: кросс по развитию краткосрочной памяти, слушая и пересказывая слово в слово на экзамене слова лектора. Вот из репертуара первокурсника, на факультете переводчиков. ''Фонемa - есть пучок дистинктивных признаков''. Ну-ка, уважаемые френды с двумя высшими образованиями, о чем идёт речь? Я до сих пор не понимаю, зачем это надо было зубрить? Не знаете? Да не важно, главное чтобы от зубов во время отскочило,  иначе отчислят.

Был один случай у меня в детском саду: надо было нарисовать дом карандашом на альбомном листе, а потом руками оборвать бумагу по нарисованным линиям, как бы ''вырезать'' дом из бумаги без помощи ножниц. Задание меня увлекло, я быстро и с удовольствием его сделала. Но меня заставили переделать. А потом ещё раз. Из всей группы я ещё долго сидела самая последняя и переделывала, не понимая, а что не так, ощущая тебя самым тупым существом во вселенной. Оказалось, надо было обрывать бумагу так, чтобы оставалась видна нарисованная линия. То есть отрывать не чётко по линии, а чуть до неё не доходя. А я-то старалась прямо по линии, иногда залезая чуть за неё, так что дом немного ''худел''. Вот по сути, разницы ведь нет? Отрываем и отрываем, развиваем мелкую моторику. Но ведь надо же было заставлять меня переделать несколько раз, ничего мне толком не объясняя. А все потому, что воспитатели были нацелены на результат, который они потом повесили бы у всех на виду, похвастать, какие они молодцы, как хорошо занимаются с детьми, а не на процесс. В итоге занятие вызвало во мне жуткую обиду и ненависть на весь мир.

По-моему, в школьной и университетской системе воспитания всюду,все и всегда происходило именно так.

Одним словом, все это приводит меня сегодня к мысли, что весь этот контроль и навязывание оценок, учило меня не мыслить, а приспосабливаться. А это выработало болезненное самолюбие и нездоровую страсть быть лучше других, во всем. Чтобы все кругом восхищались, ибо с результатом '' угадала''. То что результат не сильно нравился именно мне, или я не сильно понимала разницу нравился он мне или нет - дело другое. Главное результат был. А мне на самом деле всю дорогу хотелось всего навсего быть довольной самой собой.

Так я к чему? Вот все спрашивают меня, когда я уже университет закончу. А я не хочу его заканчивать, потому что только во французском универе, начав писать академические тексты по-французски, я начала учиться думать. Я научилась радоваться тройкам, получая удовольствие от самого процесса, от того, что можно выбрать себе предмет и преподавателя, и успеть прочесть именно столько, сколько сможешь успеть. И что можешь остаться на повторный год, и наслаждаться процессом чтения, так как не важно когда,  а важно, то что, когда ты читаешь сложнейший текст по-английски, чувствуешь себя способным его понимать, и тебя никто не гонит. Чувствуешь себя способным его переосмыслить на своем родном языке, и на него опираясь, провести анализ сложнейшего фильма по-французски, дойдя до какой-то новой для тебя мысли самостоятельно, а не применяя в панике готовую формулу, как во время ЕГЭ по тригонометрии: сократится -  не сократится. За этот семестр я написала только один академическии текст. И я довольна собой. Потому что кроме него было ещё несколько кинофестивалей, несколько хороших прочитанных книг, интересных фильмов, написанных статей, встреч с новыми людьми, работа и общение с семьёй.

Ах, да! Это я к тому, что скоро родное Рождество! Будьте любимыми, любите, познавайте мир без устали и думайте! Думайте, не гоните,  самостоятельно рождайте свои собственные мысли. А я читаю ''Универсальный Многослов'' Андрея Максимова, чего и вам желаю ❄❄❄

У вас тоже так, как думаете? Думаете ли вы в принципе?

Комментариев нет: