суббота, 24 мая 2014 г.

Записки 365 №55 Иван Мозжухин, или дитя карнавала (документальный)

Записки 365 №55
Иван Мозжухин, или дитя карнавала (документальный)

Россия,
1999.

Режиссер: Галина Долматовская

Моя оценка: 8/10

Иван Мозжухин, или дитя карнавала - это очень поэтичный документальный фильм, который увлекательно рассказывает о биографии Ивана Мозжухина, одного из самых знаменитых российских  актеров эпохи немого кино.

Иван Мозжухин появился на экранах еще царской России. Его открыл знаменитый кинопроизводитель Александр Ханжонков, а славу ему принесла работа в фильмах  Евгения Бауэра, Станислава Старевича, Петра Чардынина и Якова Протазанова. После революции российское кино бежит из Ленинграда и Москвы сначала в Ялту, где все тот же Ханжонков пытается основать новую киностудию, а затем и вовсе имигрирует заграницу. Иван Мозжухин оказывается в Париже, где его карьера встает на новый виток своего развития. Его снимают Жан Эпштейн, Марсель Л'Эрбье, Александр Волков, и даже Абель Ганс приглашает его на роль Наполеона. Трагическая судьба настигает Мозжухина, когда технический прорыв переводит немое кино в разряд чего-то устаревшего, немодного, неинтересного, создавая языковые и культурные ограничения.

Фильм Галины Долматовской, насыщенный отрывками старых кинолент, письмем и дневников, передает нам атмосферу стремительного карнавала жизни Ивана Мозжухина, где калейдоскоп ролей был необычайно широк и где в поклонницах не было недостатка. Режиссер виртуозно работает с архивными документами, талантливо стилизует современную съемку под ретро, умело вписывает ее в текстуру фильма. 

Манера изложения переходит от слов автора к прямой речи из дневников самого Мозжухина, к милым и страстным письмам его любовниц, затем вновь незаментно возвращаясь к словам автора. Нужно иметь большой талант, чтобы не сделать из документального фильма скучный набор цитат на заданную тему. Фильм Галины Долматовской напоминает старую коробку с фотографиями, которую мы в детстве любим находить у бабушки в старом трюмо. Мы осторожно развязываем выцветшую от времени шелковую ленту, снимаем крышку и попадаем в мир старых фотографий, воспоминаний и надписей, которые приятно перечитывать и пересматривать за чашкой чая под лампой абажура, насалажаясь хрустом желтоватых конвертов и запахом старых чернил.

Комментариев нет: