понедельник, 28 апреля 2014 г.

Географ глобус пропил.

Географ глобус пропил.

Россия, 2013

Режиссер: Александр Велединский

Моя оценка: 9/10.

Александр Велединский начал заниматься кино в возрасте 34х лет, когда решился поступить, и со второго раза-таки поступил, на Высшие Режиссерские курсы в Москве в мастерскую Александра Прошкина.

Только 6 лет спустя был создан короткометражный фильм Ты да я, да мы с тобой, отобранный в 2001 году для программы "Особый взгляд" Каннского фестиваля. Этот фильм и открыл режиссеру и его съемочной группе двери в большое кино. Географ глобус пропил принес режиссеру многочисленные призы зрительских симпатий на отечетсвенных фестивалях, а также призы за лучшую режиссуру. Фильм был радушно принят на фестивлях русского кино за границей, где также не был обделен вниманием публики.

Сюжет фильма  в следующем. Потерявший работу из-за большой дружбы с алкоголем Служкин вынужден устроиться в обычную пермскую школу учителем географии. Ни опыта, ни образования у него для этого нет, а его учительской зарплаты едва хватит на "сорок пар колгот" для любимой жены, которая долго выносит Служкину мозг и в итоге изменяет ему с его близким другом Будкиным. В школе, десятиклассники под предводительством Градусова так жестоко доводят новоиспеченного учителя, что дело доходит до того, что последний решает играть с ними в карты и проигрывает. В результате проигрыша Служкин должен вести детей-"бивней" в поход и сплавляться с ними по опасным порогам Камы-реки.

Фильм Алекандра Велединского, благодаря искрометному юмору диалогов и прекрасной актерской игре, уже разошелся на цитаты. Они отражают российскую суровую действительность и не позволяют скатиться в трагедийную тоску и черноту. Эта самоирония роднит фильм с горячо любимыми публикой фильмами советских времен. Так или иначе, юмор и умение посмеяться над собой всегда помогали русскому человеку выходить из самых сложных ситуаций. В России как правило трудно жить тем, кто воспринимает себя и свою жизнь чересчур всерьез. Но весьма популярна особая тактика умееть вовремя напиться и таким образом не сделать резких движений в ответ на болезненные удары судьбы вроде нищеты, одиночества или измены.

Не даром в романе "Обломов" главным героем Гончаров выбирает Илью Ильича, ведь в нем почти каждый из нас узнает самого себя. Многие ли узнают себя в персонаже Штольца - целеустремленном, работящем и экономном немце? Так и режиссер Веледиский выбирает главным персонажем Служкина, сипатичного в принципе человека, слегка надломленного жизненными трудностями, списывая портрет, в первую очередь с самого себя. Архитипический (1), в общем-то, образ неприспособленного к жизни русского интеллигента, нам хорошо знаком и дорог, например, по фильмам  "Полеты во сне и наяву" или "Отпуск в сентябре".

"Дядя, я вас первый раз знаю, а уже Таточка?"
© "Географ глобус пропил"
Фильм Велединского нарушает одно из основных драматургических правил: герой должен преодолевать свою проблему, находить выход из ситуации, ибо любая сцена по законам кино должно показывать активное действие. Служкин же, этот запутавшийся в жизни сороколетний мужчина, куда-то ходит и что-то делает, но по сути не решает создавшихся проблем, а попросту бездействует. За это многие зрители критикуют  фильм, считая, что не бить по морде своего лучшего друга, не дать жене понять, кто в доме хозяин, не переспать с юной нагой десятиклассницей - это признаки слабости и "тряпковости". Но это такая "интеллигентная" бездеятельность, как в Неоконченной пьесе для механического пианино у Никиты Михалкова, или в Долгом прощании в фильме Сергея Урсуляка, где герои никак не могут перейти к активным действиям, а застывают во внутреннем оцепенении, просто обозревая происходящее.

В фильме есть сцена, где Служкин наблюдает, как его ученики проходят на веслах смертельно опасный порог Долган. Служкин  и может только наблюдать, не имя возможности вмешаться, чтобы спасти детей. Нужно обладать большой внутренней силой, чтобы не отвернуться, как это делает в кадре девочка Маша, а смотреть и осознавать, что происходит. Место Служкина на берегу Камы в это время занимает зритель, который наблюдает, за происходящим его глазами. И в голове несется мысль "его же посадят за мертвых детей".

 "Просто потому, что смотреть и не быть в состоянии что-то изменить ужаснее, чем нестись по перекату и отбиваться от скал. И когда он, зритель, окончательно очухивается, то может, по желанию, различить в этой сцене еще один обертон: это и к жизни относится. Если смотреть со стороны, то страшновато, а если самому жить — то ничего так, продраться можно". (2)

По сути зрителя возмущает собственная позиция - пассивное наблюдение за персонажем Служкина. Зритель, когда смотрит фильм, сливается с главным героем, ассоциирует себя с ним. И зритель ждет, что Служкин по наваязанной американскими блокбастерами моделями супер-героя пойдет и что-то резко исправит. Но фильм не идет на поводу у зрительских желаний, он показывает то, как бывает в жизни, где супер-герои остаются висеть постерами на стенах подрастковых комнат. Отсуюда и ощущение бездействия главного персонажа. Служкин возмущает именно схожестью с нами всеми. Но видеть самого себя не в образе супер-героя, а таким как есть, неприятно. Это еще хуже, чем быть Служкиным в реальной жини. Ведь в жизни мы все как-то "выплываем", не скатываемся в тар-тарары, не хватаемся за оружие, чтобы отомстить обижающим нас близким, а  наоборот, посмеиваясь над собой и другими, как-то  продолжаем дальше свой жизненный путь.

Собственно, я вижу в фильме ярко прочерченный режиссером образ пути. Это и электричка, и трамвайные рельсы, уходящие в даль, и река, по которой сплавляются герои. Герои не пересекают реку, а движутся внутри нее, как и любой живой человек, который движется в своем жизненном потоке. Иногда действие нужно заменить созиданием и до определенного момента просто плыть по течению, бросив весла,  не зная, куда река тебя унесет, ничего не менять, а дать просящим, то что они хотят: жене - любовника, другу - свою жену, любовницам - секса, детям - поход, ученице - возможность поменторствовать на обрыве.

И когда каждый из них наконец убеждается, что "счастье не за горами", что долгий путь в итоге приводит к самому себе и менять надо не людей и не места, а в первую очередь себя, тогда жизнь каждого из персонажей переходит на новый виток и по спирали продолжается. Путь человечества продолжается. Изучать эти пути Географу, наносить их на карты и вольно или невольно учить этому других. Кому служит Служкин? Географии человеческой души. Географ - это метафора художника, чья созерцательность противостоит разрушению.

P. S.
Геогра́фия: (др.-греч. γεωγραφία, землеописание, от γῆ — Земля и γράφω — пишу, описываю)
  1. единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли
  2. свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территорииобъектаявления или процесса.
Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. (3)

P. P. S.

Слушайте передачу Полное Русское Кииино на 2CapitalesRadio , посвященную этому фильму: http://www.2capitales.com/index.php/archive/polnoe-russkoe-kiiino/530-my-nachinaem-polnoe-russkoe-kiiino

(1) то есть часто посторяющийся образ в литературе или фолклоре.
(2) Елена Грачева. "Географическое открытие"// Сеанс, 10 июня 2013.  http://seance.ru/blog/reviews/geographer/
(3) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

Комментариев нет: